открытый урок ФГОС

Загрузка ...

Технологическая карта урока

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Во времена Древней Руси».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: Обеспечение глубокого, осознанного усвоения программного содержания темы урока, через формирование УУД.

Задачи:   1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег,    Владимир, с историческими датами: 882г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

                 2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

                 3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные:    1) расширение знаний о Древней Руси;

                                  2)умение делать обобщение о государстве;

                                  3)умение сравнивать, делать выводы о развитии человечества.

Метапредметные:

Познавательные:    1) осознание необходимости нового знания;

                                           2)Умение строить  речевое высказывание, умение  осуществлять поиск информации;

                                           3)умение работать с картой «Путь из варяг в греки»;

                                           4) объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны.

Регулятивные:          1) способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

                                           2)Способность принимать и сохранять учебную задачу;

                                           3)умение выполнять задание  в соответствии с поставленной целью;

                                           4) Умение контролировать и корректировать, и оценивать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные: 1)умение полно и грамотно выражать свои мысли;

                                            2)умение слушать и понимать речь других и вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

                                            3)способность строить рассуждения, делать и формулировать выводы.

Личностные:    1) формирование  учебно – познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;

                                 2) осознание важности полученных знаний;

                                 3)самооценка своих возможностей, адекватное восприятие  оценки одноклассников, учителя.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический.

Ресурсы урока:1. А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова.  Окружающий мир: 4 класс. 2 часть. – М. : Просвещение, 2014.

                                  2.  А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова,   Окружающий мир: 4 класс. 2 часть , рабочая тетрадь – М. : Просвещение, 2014.

                                  3.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс издательство «ВАКО»2014.

                                  4. Карточки со словами, датами.

                                  5. Компьютер, проектор, экран, флэш – карта.

                                   6. На столах у каждого ученика  по желтому, красному, зелёному кружку.

                                   7. Иллюстрации детей.

Используемые технологии:

Информационно - компьютерная;

Здоровье сберегающая;

Личностно – ориентированная;

Обучение в сотрудничестве;

 Технология критического мышления.

№ п/п
Этапы урока.
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
оборудование
1.
Организационный
момент.
Личностные: Мотивация к учебной деятельности
- Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.
Улыбнемся друг другу. Ведь мир с улыбкой становится добрее и теплее.
Дети приветствуют учителя, друг друга.

2.
Проверка домашнего задания.
Предметные:
Умение рассказывать о занятиях древних славян;
Личностные:
Желание больше узнать о прошлом нашей страны, мира.
Познавательные:
Структурирование знаний;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Коммуникативные:
Умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
(Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие»
- Какие чувства вызвала у вас песня
- Сегодня продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока.
- Проверим наши знания по плану, который составили на прошлом уроке:
1. Расселение древних славян.
2. Занятия мужчин и женщин.
3. Сплоченность племени.
4. Дома древних славян.
5. Боги и славянские праздники.
- Какие народы позже произошли от восточных славян?
- Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян.
- Что мы подразумевали под сплоченностью восточных славян?
- Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках. Обязательно указав источник, с которым работали.
- Подведем итог сказанному. Каким же образом жили древние славяне?
- Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по другому?
- Назовите основные занятия древних славян.
- Любовь к Родине
- Жизнь древних славян
Дети пересказывают и показывают свои иллюстрации.
Пересказ детей
Ученик делает сообщение
Русские, украинцы, белорусы.
Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.
Племенами.
Язычество
Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.
Компьютер- проигрывание песни (1:30 мин)
Работа с картой по учебнику на стр.35.
Доп. Литература
Вывешиваются карточки со словами на доску:1- племена; 2 -  охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 – язычество.
3.
Актуализация знаний и способов деятельности.
Предметные: обобщение имеющихся знаний о жизни древних славян.
Личностные:
Проявление учебно – познавательного интереса к новому  учебному материалу.
Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений;
умение строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
Способность принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Способность строить монологическое высказывание.
- Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется…. Как доказать эту мысль?
- Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше?
- Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».
- А что же такое «Русь»?
- Значит, о чём предстоит сегодня узнать?
- Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства.
- Что мы должны узнать на уроке?
Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по другому.
Государство.
О возникновении древнерусского государства под названием Русь.
- Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.
- Как изменилась жизнь древних славян? Как появилось государство? Кто был правителем, помощниками? Какая была армия?
Вывешиваются карточки: государство, столица. Правитель, помощники правителя, армия, народ.
4.
Открытие новых знаний и способов действий.
Предметные:
Умение работать с картой «Путь из варяг в греки»;
Знание имен и годов правления киевских князей;
Объяснение важности крещения Руси в истории нашей страны.
Личностные:
Проявление учебно-  познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные:
Умение строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
Коммуникативные:
Умение слушать и понимать речь других и вступать в беседу.
- У древних славян не было такого правления, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща.
Только впоследствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они такие, и как началось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи об этом рассказывается следующее…
- Прослушайте и обратите внимание  на то, какие произошли изменения в жизни славян.
- Почему славяне отправили послов к варягам?
- Кто пришёл княжить?
- Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41.
- Покажите территорию Древней Руси в конце 19 века. Сравните.
- Что способствовало объединению славянских племен в единое государство?
- А как вы думаете, почему территория увеличилась?
- Что на карте выделено красной жирной линией? Как называется эта линия?
- Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь.
- Этот путь водный или сухопутный?
-Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».
- А ещё есть другие пути. Какие?
- Назовём ещё раз основные занятия древних славян.
Что – то изменилось?
- Обратите внимание на расположение городов. Что заметили?
Читает ученик
Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.
Рюрик и два его брата.
Территория Древней Руси к середине 11 века увеличилась
- Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.
- Князья завоёвывали новые земли.
- Это важнейший торговый путь» из варяг в греки».
- Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь ( Царьград), к грекам.
- Водный : морской и речной.
- По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.
- (Дети перечисляют).
- Теперь стала развиваться внешняя торговля, т. е. торговля с другими странами.
- По этому торговому пути образовались крупные города: Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.
Слайд 2.
Карточка на каждом столе.
Слайд 4.
Слайд 3.
Вывешиваю карточку «защита от кочевников»
Слайд 5.
Слайд 6.
Вывешивается напротив карточки «охота», …» карточка «торговля»
5.
Физминутка.
Личностные:
Оценивать важность здорового образа жизни; снятие усталости.
Регулятивные:
Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
 Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Выполняют элементарные физические упражнения в соответствии со словами текста, повторяя их за учителем.



- Чем же могли торговать славяне?
- А что же покупали?
- Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что – то заметите…
 - Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке?
- Теперь давайте сделаем вывод, какие же две основные причины образования государства мы назвали?
- Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.
- Как же назвали новое государство?
- Государство под названием Русь образовано в 882 году.
- Найдите на стр. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.
 - Поэтому государство стали называть Киевской Русью.
- Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр.42.
- Найдите ответы на проставленные нами в начале урока вопросы:
Как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники.
- А как же назвали народ?
- Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
- Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – Столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на стр.42.
- Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега?
- А почему так?
- Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком?
- Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике.
- Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко?
- Что такое крещение?
- Прочитайте определение на стр. 43.
- Вспомним карту. Древняя восточная Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т. е. ссоры между племенами, войны.
- А что давало принятие Христианства на Руси?
- На стр. 43 прочитайте и найдите значение принятия христианства на Руси, начиная с 2-х последних абзацев. Работайте с помощью карандаша, подчеркните главные моменты.
( Проверка после того, как назвали. Чтение с экрана)
- В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России?
- В каком году было крещение Руси?
- Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.
- Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.
- Водный путь прерывается близ г. Смоленск.
- Тянули по суше корабли «волоком».
- Защита от кочевников и торговля.
- Русь.
-Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой  - верная и преданная княжеская дружина.
- Русским
-    Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами.
-Вещий Олег.
- За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».
- Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.
Стр.43 Князь Владимир и крещение Руси.
- Столица Украины.
Слайд 7.
- Вывешивается напротив карточки «государство» -«Русь».
Карточка 882 г.
Вывешивается карточка «Киев».
Слайд 8.
Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12 ( фильм: 6-8 мин)
Слайд 13.
Распространение грамотности, просвещения
Развитие искусства и ремёсел
Вера учила думать не только о своём благе. Но и о благе ближнего.
Вывешиваю карточку: 988 г.
6.
Рефлексия учебной деятельности.
Предметные:
Умение обобщать полученные на уроке знания.
Личностные:
Осознание важности полученных знаний.
Познавательные:
Анализировать собственную деятельность.
Регулятивные:
Контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные:
Умение полно и грамотно выражать свои мысли.
- Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси?
- Назовите исторические личности, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке.
- О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?
- Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке при помощи    « светофора»: зелёный – побольше таких дел, интересно; жёлтый – понравилось, но не всё; красный – не понравилось, скучно.
- Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.
- Рюрик, Олег, Владимир.
Дети показывают кружок , по цвету                                соответствующий их оценке своей деятельности на уроке.
6.
Информация о домашнем задании.
Предметные:
Умение рассказывать о жизни людей  и наиболее важных событиях во времена Древней Руси.
Личностные:
Понимание значения полученных знаний, желание учиться.
Коммуникативные:
Умение слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников.
- Дома ещё раз перечитаете стр.40 – 45 учебника, ответите на вопросы, выполните задания в тетради на стр.15 -17. Я предлагаю вам подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.
- Спасибо, ребята, за урок!
-Дети слушают и записывают домашнее задание в дневниках.
Слайд 14.
Слайд 15.

Приложение1.

План ответа.

1. Расселение древних славян.

2. Занятия мужчин и женщин.

3. Сплоченность племени.

4. Дома древних славян.

5. Боги и славянские праздники.

Карточка.

Правление у славян.

  В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго – русских князя – Рюрики два его брата – пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862году от Рождества Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.