открытый урок ФГОС
Технологическая карта урока
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: «Во времена Древней Руси».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: Обеспечение глубокого, осознанного усвоения программного содержания темы урока, через формирование УУД.
Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, с историческими датами: 882г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;
2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;
3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Предметные: 1) расширение знаний о Древней Руси;
2)умение делать обобщение о государстве;
3)умение сравнивать, делать выводы о развитии человечества.
Метапредметные:
Познавательные: 1) осознание необходимости нового знания;
2)Умение строить речевое высказывание, умение осуществлять поиск информации;
3)умение работать с картой «Путь из варяг в греки»;
4) объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны.
Регулятивные: 1) способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
2)Способность принимать и сохранять учебную задачу;
3)умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
4) Умение контролировать и корректировать, и оценивать собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные: 1)умение полно и грамотно выражать свои мысли;
2)умение слушать и понимать речь других и вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;
3)способность строить рассуждения, делать и формулировать выводы.
Личностные: 1) формирование учебно – познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;
2) осознание важности полученных знаний;
3)самооценка своих возможностей, адекватное восприятие оценки одноклассников, учителя.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический.
Ресурсы урока:1. А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир: 4 класс. 2 часть. – М. : Просвещение, 2014.
2. А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова, Окружающий мир: 4 класс. 2 часть , рабочая тетрадь – М. : Просвещение, 2014.
3.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс издательство «ВАКО»2014.
4. Карточки со словами, датами.
5. Компьютер, проектор, экран, флэш – карта.
6. На столах у каждого ученика по желтому, красному, зелёному кружку.
7. Иллюстрации детей.
Используемые технологии:
Информационно - компьютерная;
Здоровье сберегающая;
Личностно – ориентированная;
Обучение в сотрудничестве;
Технология критического мышления.
№ п/п | Этапы урока. Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | оборудование |
1. | Организационный момент. Личностные: Мотивация к учебной деятельности | - Начинаем ровно в срок наш любимейший урок. Улыбнемся друг другу. Ведь мир с улыбкой становится добрее и теплее. | Дети приветствуют учителя, друг друга. | |
2. | Проверка домашнего задания. Предметные: Умение рассказывать о занятиях древних славян; Личностные: Желание больше узнать о прошлом нашей страны, мира. Познавательные: Структурирование знаний; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: Умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | (Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие» - Какие чувства вызвала у вас песня - Сегодня продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. - Проверим наши знания по плану, который составили на прошлом уроке: 1. Расселение древних славян. 2. Занятия мужчин и женщин. 3. Сплоченность племени. 4. Дома древних славян. 5. Боги и славянские праздники. - Какие народы позже произошли от восточных славян? - Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. - Что мы подразумевали под сплоченностью восточных славян? - Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках. Обязательно указав источник, с которым работали. - Подведем итог сказанному. Каким же образом жили древние славяне? - Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по другому? - Назовите основные занятия древних славян. | - Любовь к Родине - Жизнь древних славян Дети пересказывают и показывают свои иллюстрации. Пересказ детей Ученик делает сообщение Русские, украинцы, белорусы. Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение. Племенами. Язычество Охота, рыболовство, бортничество, земледелие. | Компьютер- проигрывание песни (1:30 мин) Работа с картой по учебнику на стр.35. Доп. Литература Вывешиваются карточки со словами на доску:1- племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 – язычество. |
3. | Актуализация знаний и способов деятельности. Предметные: обобщение имеющихся знаний о жизни древних славян. Личностные: Проявление учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу. Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений; умение строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: Способность принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Способность строить монологическое высказывание. | - Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется…. Как доказать эту мысль? - Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? - Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси». - А что же такое «Русь»? - Значит, о чём предстоит сегодня узнать? - Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. - Что мы должны узнать на уроке? | Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по другому. Государство. О возникновении древнерусского государства под названием Русь. - Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ. - Как изменилась жизнь древних славян? Как появилось государство? Кто был правителем, помощниками? Какая была армия? | Вывешиваются карточки: государство, столица. Правитель, помощники правителя, армия, народ. |
4. | Открытие новых знаний и способов действий. Предметные: Умение работать с картой «Путь из варяг в греки»; Знание имен и годов правления киевских князей; Объяснение важности крещения Руси в истории нашей страны. Личностные: Проявление учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: Умение строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других и вступать в беседу. | - У древних славян не было такого правления, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они такие, и как началось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи об этом рассказывается следующее… - Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян. - Почему славяне отправили послов к варягам? - Кто пришёл княжить? - Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41. - Покажите территорию Древней Руси в конце 19 века. Сравните. - Что способствовало объединению славянских племен в единое государство? - А как вы думаете, почему территория увеличилась? - Что на карте выделено красной жирной линией? Как называется эта линия? - Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. - Этот путь водный или сухопутный? -Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки». - А ещё есть другие пути. Какие? - Назовём ещё раз основные занятия древних славян. Что – то изменилось? - Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? | Читает ученик Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Рюрик и два его брата. Территория Древней Руси к середине 11 века увеличилась - Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников. - Князья завоёвывали новые земли. - Это важнейший торговый путь» из варяг в греки». - Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь ( Царьград), к грекам. - Водный : морской и речной. - По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга. - (Дети перечисляют). - Теперь стала развиваться внешняя торговля, т. е. торговля с другими странами. - По этому торговому пути образовались крупные города: Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль. | Слайд 2. Карточка на каждом столе. Слайд 4. Слайд 3. Вывешиваю карточку «защита от кочевников» Слайд 5. Слайд 6. Вывешивается напротив карточки «охота», …» карточка «торговля» |
5. | Физминутка. Личностные: Оценивать важность здорового образа жизни; снятие усталости. Регулятивные: Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Выполняют элементарные физические упражнения в соответствии со словами текста, повторяя их за учителем. | |
- Чем же могли торговать славяне? - А что же покупали? - Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что – то заметите… - Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? - Теперь давайте сделаем вывод, какие же две основные причины образования государства мы назвали? - Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править. - Как же назвали новое государство? - Государство под названием Русь образовано в 882 году. - Найдите на стр. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси. - Поэтому государство стали называть Киевской Русью. - Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр.42. - Найдите ответы на проставленные нами в начале урока вопросы: Как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. - А как же назвали народ? - Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. - Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – Столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на стр.42. - Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? - А почему так? - Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? - Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. - Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? - Что такое крещение? - Прочитайте определение на стр. 43. - Вспомним карту. Древняя восточная Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т. е. ссоры между племенами, войны. - А что давало принятие Христианства на Руси? - На стр. 43 прочитайте и найдите значение принятия христианства на Руси, начиная с 2-х последних абзацев. Работайте с помощью карандаша, подчеркните главные моменты. ( Проверка после того, как назвали. Чтение с экрана) - В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? - В каком году было крещение Руси? | - Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно. - Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль. - Водный путь прерывается близ г. Смоленск. - Тянули по суше корабли «волоком». - Защита от кочевников и торговля. - Русь. -Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой - верная и преданная княжеская дружина. - Русским - Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами. -Вещий Олег. - За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий». - Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего. Стр.43 Князь Владимир и крещение Руси. - Столица Украины. | Слайд 7. - Вывешивается напротив карточки «государство» -«Русь». Карточка 882 г. Вывешивается карточка «Киев». Слайд 8. Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11. Слайд 12 ( фильм: 6-8 мин) Слайд 13. Распространение грамотности, просвещения Развитие искусства и ремёсел Вера учила думать не только о своём благе. Но и о благе ближнего. Вывешиваю карточку: 988 г. | ||
6. | Рефлексия учебной деятельности. Предметные: Умение обобщать полученные на уроке знания. Личностные: Осознание важности полученных знаний. Познавательные: Анализировать собственную деятельность. Регулятивные: Контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: Умение полно и грамотно выражать свои мысли. | - Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? - Назовите исторические личности, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. - О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год? - Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке при помощи « светофора»: зелёный – побольше таких дел, интересно; жёлтый – понравилось, но не всё; красный – не понравилось, скучно. | - Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля. - Рюрик, Олег, Владимир. | Дети показывают кружок , по цвету соответствующий их оценке своей деятельности на уроке. |
6. | Информация о домашнем задании. Предметные: Умение рассказывать о жизни людей и наиболее важных событиях во времена Древней Руси. Личностные: Понимание значения полученных знаний, желание учиться. Коммуникативные: Умение слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников. | - Дома ещё раз перечитаете стр.40 – 45 учебника, ответите на вопросы, выполните задания в тетради на стр.15 -17. Я предлагаю вам подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси. - Спасибо, ребята, за урок! | -Дети слушают и записывают домашнее задание в дневниках. | Слайд 14. Слайд 15. |
Приложение1.
План ответа.
1. Расселение древних славян.
2. Занятия мужчин и женщин.
3. Сплоченность племени.
4. Дома древних славян.
5. Боги и славянские праздники.
Карточка.
Правление у славян.
В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго – русских князя – Рюрики два его брата – пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862году от Рождества Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в вк