методические материалы
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Методические материалы по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
Москва, 2015
Оглавление
Перечень условных обозначений, сокращений и терминов. 3
Введение. 6
I. Общие положения о деятельности предметных комиссий (ПК)6
II. Порядок формирования ПК.. 8
1. Региональные нормативные акты.. 8
2. Статусы экспертов ПК.. 9
3. Согласование и совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях. 9
4. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам. 10
5. Организация квалификационного испытания. 11
6. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК.. 11
III. Организация проверки развернутых ответов. 12
1. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы 12
2. Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ГИА.. 13
3. Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА.. 19
IV. Правила для председателя и членов предметной комиссии. 19
1. Правила для председателя ПК.. 19
2. Правила для экспертов ПК.. 22
Приложение 1. Рекомендуемые показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам. 26
Приложение 2. Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК.. 27
Приложение 3. Перечень направлений для анализа работы ПК.. 28
Перечень условных обозначений, сокращений и терминов
Бланк-протокол |
Протокол проверки экспертом результатов выполнения заданий экзаменационной работы с развернутым ответом |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
ЕГЭ |
Единый государственный экзамен |
Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ |
Изображения текстов развернутых ответов участников ЕГЭ, используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов ПК |
Квалификация эксперта |
Уровень знаний, умений, навыков (компетенции), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ |
Квалификационное испытание |
Испытание для установления уровня квалификации эксперта |
КИМ |
Контрольный измерительный материал |
КК |
Конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации |
Минобрнауки России |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Образовательная организация |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность |
ОИВ |
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования |
ПК |
Предметная комиссия субъекта Российской Федерации |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205), (в редакции приказа Минобрнауки России от 16.01.2015 № 9 (зарегистрирован Минюстом России 30.01.2015, регистрационный № 35794) |
ППЭ |
Пункт проведения экзаменов |
Правила формирования и ведения ФИС/РИС |
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Развернутые ответы |
Ответы участников ЕГЭ (ГВЭ) на задания экзаменационной работы с развернутыми ответами |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации |
СбФ |
Сводный сборник форм к Методическим материалам по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ в 2015 году |
Статус эксперта |
Подтвержденный уровень квалификации эксперта |
Участник ГИА |
Обучающийся, допущенный в установленном порядке к ГИА, выпускник прошлых лет, обучающийся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающийся, получающий среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, допущенный к сдаче ЕГЭ |
ФИПИ |
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» |
ФИС |
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
ФПК |
Предметная комиссия, создаваемая Рособрнадзором |
ФЦТ |
ФГБУ «Федеральный центр тестирования» |
Эксперт |
Лицо, отвечающее требованиям пункта 21 Порядка |
ЭМ |
Экзаменационные материалы |
Введение
Настоящий документ разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ГИА:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;
3. Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205) (в редакции приказа Минобрнауки России от 16.01.2015 № 9 (зарегистрирован Минюстом России 30.01.2015, регистрационный № 35794).
I. Общие положения о деятельности ПК
1.1. Проверка развернутых ответов участников ГИА (в том числе устных ответов) осуществляется ПК по соответствующим учебным предметам.
1.2. ПК по каждому учебному предмету создает ОИВ в соответствии с пунктом 14 Порядка.
1.3. Кандидатуры председателей ПК, создаваемых в субъектах Российской Федерации, представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК не позднее чем за месяц до начала проведения ГИА.
1.4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК.
1.5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора и ОИВ, в том числе «Положениями о предметных комиссиях субъекта Российской Федерации».
1.6. ПК прекращает свою деятельность с момента утверждения Рособрнадзором председателей ПК для проведения ГИА в субъекте Российской Федерации в следующем году.
1.7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее - эксперт):
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном ОИВ.
1.8. ОИВ обеспечивает ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ или в РЦОИ. Такие помещения должны исключать возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа.
1.9. В помещениях, где находятся ПК, ОИВ обеспечивает размещение специального рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
1.10. В помещениях, где находятся ПК, могут присутствовать:
а) члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
б) общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, - по желанию;
в) должностные лица Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - по решению соответствующих органов.
1.11. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
1.12. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящими Методическими материалами, соответствующее решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
1.13. В период организации и проведения ЕГЭ ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов № 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов № 2) и устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам.
1.14. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
1.15. Сроки обработки экзаменационных материалов
Обработка бланков ЕГЭ, включая проверку ПК развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена в сроки, определенные Порядком:
по русскому языку – не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
по математике (профильный уровень) - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, проверка развернутых ответов не предусмотрена;
по остальным учебным предметам – не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, которые проводятся досрочно и в дополнительные сроки, – не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
II. Порядок формирования ПК 1. Региональные нормативные акты
1.1. Процедура подготовки экспертов ПК, а также формирования ПК (включая порядок присвоения статуса экспертам) требует формирования на региональном уровне пакета нормативных документов, регламентирующих организацию работы ПК и КК.
1.2. Пакет региональных нормативных документов включает:
Положение о предметной комиссии субъекта Российской Федерации;
Положение о конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации;
Порядок формирования предметной комиссии субъекта Российской Федерации (включая порядок подготовки экспертов, присвоения статуса экспертам, а также анализа работы ПК в субъекте Российской Федерации).
1.3. В Порядке формирования ПК в субъекте Российской Федерации должны быть отражены в том числе:
требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников ГИА (для присвоения статуса);
показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения (для присвоения статуса);
порядок проведения процедуры присвоения экспертам статуса;
порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания;
описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов;
порядок формирования ПК;
порядок проведения анализа работы ПК (перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3).
1.4. Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК устанавливаются на региональном уровне в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне.
Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК приведен в Приложении 2.
2. Статусы экспертов ПК2.1. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт – статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт – статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК.
2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
1) требованиям к экспертам, определенным Порядком;
2) требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
3) требованиям к результатам квалификационного испытания;
4) требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
3. Согласование и совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях
3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется трехуровневая система согласования и совершенствования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА (далее - система) осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
а) На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:
обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию и типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов при оценивании;
оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания.
б) На региональном уровне система включает:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;
обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
3.2. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ и включают в себя проведение очных семинаров в период с января по март текущего учебного года. В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов как на отдельные задания так и на целые работы, оценивание которых демонстрирует понимание экспертами выработанных подходов к оцениванию развернутых ответов. Далее отобранные работы используются для проведения квалификационных испытаний экспертов в субъекте Российской Федерации.
3.3. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются ОИВ. Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
4. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертамСтатусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.
4.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются пунктом 21 Порядка:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
4.2. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
4.3. Статусы «ведущий эксперт» и «старший эксперт» могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников ГИА устанавливаются ОИВ. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в субъекте Российской Федерации не создавалась ПК по соответствующему учебному предмету).
4.4. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным ОИВ для присвоения экспертам каждого из статусов. Рекомендуемые показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в Приложении 1.
Методика анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленным баллом разрабатывается ОИВ, перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.
5. Организация квалификационного испытания5.1. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет ОИВ.
5.2. Порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливается ОИВ.
5.3. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
5.4. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету рекомендуется проводить с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ» (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ) или аналогичных ресурсов, разработанных субъектом Российской Федерации.
5.5. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав ПК, а также не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
6. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
6.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов:
а) председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта;
б) для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данную экзаменационную работу;
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт» и ранее не проверявшие данную экзаменационную работу;
г) привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной ОИВ, могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт»;
д) привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Рособрнадзором, могут только эксперты, которые являются членами ФПК;
е) привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт».
III. Организация проверки развернутых ответов 1. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
1.1. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами.
1.2. По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА.
1.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизированно (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).
1.4. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету.
1.5. Третий эксперт назначается председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизированно (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
1.6. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
1.7. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком «Х» (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).
1.8. Распределение работ участников ЕГЭ между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.
1.9. Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ, а также определение необходимости проверки третьим экспертом производится председателем ПК и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.
1.10. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются, исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка.
1.11. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.
2. Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ГИА
2.1. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ, председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки ЭМ.
2.2. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов, председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК и расписание работы экспертов ПК для назначения в РИС экспертов на проверку работ.
Списочный состав ПК, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена ПК (основной эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, межрегиональную перекрестную проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам, имеющим статус «старший эксперт» или «ведущий эксперт».
2.3. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2.
2.4. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2, установленной Рособрнадзором формы, и заполненные в соответствии с «Правилами заполнения бланков ЕГЭ».
2.5. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ЕГЭ страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ЕГЭ не приступал - знаком "Х").
2.6. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена, и проводит оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ, опираясь на полученные критерии.
2.7. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель ПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает ПК таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
2.8. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель ПК или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованное в помещениях ПК рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
2.9. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
2.10. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
2.11. Эксперту, который оценивает развернутые ответы участников ЕГЭ, предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников участника ЕГЭ (далее – бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее – бланк-протокол);
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У).
2.11.1. Бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
код бланка-копии;
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
номер варианта КИМ;
номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов №2, включая дополнительный бланк ответов № 2;
код региона.
2.11.2.Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола;
код региона.
2.12. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
2.13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
2.14. Председатель ПК (или его помощник (и) – для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
2.15. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
2.16. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании работы, эксперт может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем ПК.
2.17. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю ПК.
2.18. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (или его помощник (и) – для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.
2.19. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:
2.19.1. существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;
2.19.2. проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявший данную экзаменационную работу;
2.19.3. на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами «Х».
2.20. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавшие наибольшие разногласия при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и/или работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). В следующем году эти работы будут использованы для проведения обучения экспертов ПК.
2.21. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется информация о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, а так же о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК. Председатель ПК вправе отстранить от работы экспертов, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.
2.22. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ. При этом членам ПК не предоставляется информация о том, работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам ПК.
2.23. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает ПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
2.24. При покидании помещений ПК каждый член ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.
2.25. Организация видеонаблюдения и видеозаписи в помещениях ПК обеспечивается ОИВ.
2.26. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
2.27. По завершению работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю ПК.
2.28. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ:
2.28.1. председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов;
2.28.2. проверку развернутых ответов участников ГВЭ осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов;
2.28.3. развернутые ответы участников ГВЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
2.28.4. результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки;
2.28.5. на третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами. Необходимость направления работ на третью проверку определяется председателем ПК;
2.28.6. существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету;
2.28.7. проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявший данную экзаменационную работу;
2.28.8. при проверке устных ответов на задания ГВЭ ПК обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов или бланками-протоколами проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У);
2.28.9. распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов за развернутые ответы экзаменационной работы ГВЭ производится председателем ПК и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК;
2.28.10. проверка развернутых ответов участников ГВЭ считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз;
2.28.11. При покидании помещений ПК каждый член ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.
2.28.12. по завершению работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю ПК.
3. Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА
3.1. По поручению Рособрнадзора ФПК проводит перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Российской Федерации или за ее пределами.
3.2. По решению ОИВ ПК проводит перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории субъекта Российской Федерации. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данные работы.
3.3. РЦОИ вносит сведения об участниках ГИА, чьи работы отправлены по решению ОИВ на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
3.4. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ.
3.5. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
3.6. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
3.7. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
3.8. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.
IV. Правила для председателя и членов предметной комиссии 1. Правила для председателя ПК
1.1. Подготовительные мероприятия:
1.1.1. подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с Порядком, методическими материалами ФИПИ, настоящими Методическими материалами и нормативными и методическими материалами ОИВ;
1.1.2. председатель ПК в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных семинарах по совершенствованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФИПИ;
1.1.3. председатель ПК в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций в предыдущие годы;
1.1.4. не позднее, чем за 14 дней до начала обработки материалов ГИА по соответствующему учебному предмету, председатель ПК формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку работ; в этом же документе председатель ПК указывает статус каждого эксперта ПК для обеспечения автоматизированного назначения работ на третью проверку, межрегиональную перекрестную проверку экспертам, имеющим статус «старший эксперт» и «ведущий эксперт»;
1.1.5. председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку пустых бланков.
1.2. На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА председатель ПК должен:
1.2.1. получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;
1.2.2. обеспечить (осуществлять самостоятельно или поручить помощнику – для больших ПК) получение необходимого для проверки экспертами количества рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
1.2.3. перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;
1.2.4. распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
1.2.5. осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
1.2.6. обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц – помимо экспертов и председателя ПК (его помощника – для больших ПК) в аудитории могут находиться:
- руководитель РЦОИ (или его заместитель);
- член ГЭК;
- должностные лица Рособрнадзора или ОИВ, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку порядка проведения ГИА;
- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
1.2.7. выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
1.2.8. обеспечить рабочую атмосферу в ПК. Во время работы экспертам запрещается:
-самостоятельно изменять рабочие места;
-копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
-пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.);
-без уважительной причины покидать аудиторию;
-переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом;
1.2.9. в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ;
1.2.10. распределять между экспертами экзаменационные работы ГВЭ;
1.2.11. определять необходимость направления работ ГВЭ на третью проверку;
1.2.12. производить расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ;
1.2.13. контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки–протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
1.2.14. оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;
1.2.15. если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;
1.2.16. бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам;
1.2.17. по завершении работы ПК сдать руководителю РЦОИ или лицу (назначенному ОИВ), обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
1.2.18. по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК:
-количество работ, проверенных каждым экспертом;
-количество работ, отправленных на третью проверку;
- информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.
1.3. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА (далее – апелляция по результатам):
1.3.1. получить от ответственного секретаря КК апелляционный комплект участника ГИА;
1.3.2. получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию;
1.3.3. назначить на рассмотрение апелляции экспертов, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы;
1.3.4. узнать у ответственного секретаря КК время рассмотрения апелляции;
1.3.5. направить экспертов в КК на рассмотрение апелляции в указанное время;
1.3.6. оперативно передавать в РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию об обнаруженных некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
2. Правила для экспертов ПК
Эксперты должны:
2.1. На подготовительном этапе пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка, учебно-методических материалов ФИПИ, настоящих Методических материалов, а также нормативных и методических материалов ОИВ.
2.2. Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК.
2.3. Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются;
2.4. Во время проверки развернутых ответов:
2.4.1. по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
2.4.2. получить рабочие комплекты для проверки;
2.4.3. соблюдать дисциплину во время работы;
2.4.4. во время работы экспертам запрещается:
самостоятельно изменять рабочие места;
копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.);
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК, консультантом;
если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом;
2.4.5. начать проверку развернутых ответов, руководствуясь следующими правилами:
заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления должны быть зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие подписи ставятся внизу в бланке-протоколе);
часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ГИА страницы, оценивается как ответ на задание, к выполнению которого участник ГИА не приступал (знаком «Х»);
если участник ГИА не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку «Х»;
если участник ГИА приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;
2.4.6. после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку;
2.5. При проверке предположительно пустых бланков ответов № 2:
2.5.1. получить инструктаж от руководителя РЦОИ или назначенного им лица по выполнению проверки предположительно пустых бланков ответов № 2;
2.5.2. просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов № 2;
2.5.3. при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;
2.5.4. при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено;
2.5.5. изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправляются на проверку в ПК.
Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В этом случае автоматизировано посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом;
2.6. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА:
2.6.1. получить от председателя ПК апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк - протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У), копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;
2.6.2. рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
2.6.3. узнать у председателя ПК время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в КК;
2.6.4. присутствовать во время рассмотрения апелляции;
2.6.5. составить заключение о правильности оценивания развернутых ответов, по которым была подана апелляция;
2.6.6. в случае возникновения у апеллянта или у КК претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по оцениванию развернутых и/или устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
2.6.7. в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
Ниже приведены ориентировочные показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний.
Данные показатели могут быть скорректированы с учетом особенностей учебных предметов.
Показатель: процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык Иностранные языки Обществознание Литература |
10% |
15% |
25% |
Биология История |
10% |
15% |
20% |
Физика Химия Информатика и ИКТ География |
5% |
7% |
10% |
Математика |
0% |
5% |
7% |
Показатель: процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.
|
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
Приложение 2. Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК
№ п/п |
Мероприятие |
Срок |
|
Подготовка экспертов ПК к проверке экзаменационных работ ГИА 2015 года, проведение квалификационных испытаний, присвоение статуса экспертам ПК ГИА |
Февраль-март |
|
Предоставление в ФИПИ списков кандидатур председателей ПК |
Для ПК по русскому языку и географии - до 20 января 2015, по остальным предметам - до 20 февраля 2015 |
|
Согласование Рособрнадзором кандидатур председателей ПК |
Для ПК по русскому языку и географии - |
|
Формирование ПК |
Для ПК по русскому языку и географии - |
|
Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов |
Первый день проверки работ по предмету после получения критериев оценивания развернутых ответов |
|
Отбор экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших затруднения в оценивании, для включения в учебно-методические материалы |
В процессе проверки работ |
Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.
При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:
-
Условия проведения проверки:
нахождение ПК в/во вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;
количество аудиторий при работе ПК;
проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК при работе ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);
наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность этого рабочего места;
прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).
-
Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.
-
Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).
-
Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению ОИВ).
-
Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
-
Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ.
-
Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции.
-
Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
-
Доля работ, направленных на третью проверку.
-
Перечень экспертов, регулярно (более, чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:
случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 1.
№ позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
17 |
В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17-6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины.
случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 2.
№ позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
11 |
Эксперт 3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
11 |
В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ.
случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 3.
№ позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
ИТОГ |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Эксперт на апелляции |
2 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19 |
В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта.
другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
-
Плановое количество экспертов ПК в 2015 году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, межрегиональную перекрестную проверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта).
-
Основные выводы.