критерии
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Критерии оценивания итогового сочинения организациями,
реализующими образовательные программы среднего общего
образования
Москва, 2014
1
Общие положения
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также
дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен
исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарѐм.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ
раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или
размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на
основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не
соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели
высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях
выставляется «зачет»).
2
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары,
публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для
аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее
одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой
путь использования литературного материала; при этом он может показать
разный уровень осмысления художественного текста: от элементов
смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и
т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания
и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено
содержание произведения, или литературные произведения лишь
упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех
остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения
мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-
доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
3
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста
сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и
различные грамматические конструкции, при необходимости уместно
употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том
числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла
сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и
понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).